15 апреля 15 апр. 10 1439

Контекст Ryse Son of Rome

+22

Контекст. Контекст делает историю глубже. Контекст даёт ответы на вопросы, оставленные за бортом произведения в угоду повествования. И в этом ролике на примере Ryse: Sone of Rome от Crytek, мы рассмотрим, как исторический контекст может менять образы персонажей, как события из реального мира по накалу страстей и драматизма в силах перевесить вымышленные, и как разработчики распорядились жизнью императора Нерона ради повествования.

С вами Дмитрий Сомов и давайте погрузимся в контекст Ryse: Sone of Rome и поразмышляем о Римской Империи.

 

Видеоверсия

Дабы избежать нападки любителей достоверности разработчики сразу заявили, что игра нарочито не исторична и имеет ОТДАЛЕННУЮ связь с реальностью. Но о каких же драматических событиях тогда идет речь? Дело в том, что нельзя так просто взять и сделать игру про древний Рим, не основываясь при этом на каких-либо значимых персонажах, местах действия и происшествиях, имевших огромный резонанс в культуре того времени. Чем создатели и воспользовались, внеся пару корректировок, дабы проект соответствовал линейному приключенческому повествованию.

Изначально Ryse: Sone of Rome представлялась как эксклюзив для консоли xbox 360. Управление предполагало использование технологии Kinect и даже был представлен небольшой тизер, из которого становилось ясно, что игра действительно позволит ощутить себя центурионом и самостоятельно размахивать мечом. Вследствие внутренних перестановок и переброски разработчиков с одного проекта на другой релиз задержался, да настолько, что состоялся только на следующем поколении консоли. Помимо этого, сама концепция в корне поменялась и в итоге мы получили боевик в духе Call of Duty, за тем лишь исключением, что в основном сражаться приходится в ближнем бою.

Под управление нам дается легионер по имени Марий, который вернувшись со службы становится свидетелем того, как варвары расправляются с его семьей. После чего его вербует давний друг отца, обещая помочь отомстить, но как позже выясняется, виновные оказываются куда ближе, чем он мог себе предположить.

Доспехи Мария
Доспехи Мария

Марий полностью вымышленный персонаж и является сборным образом типичного легионера, что выражается не только по сюжету, но и в его снаряжении. События разворачиваются примерно в 50 — 60 годах нашей эры, когда империя находилась на грани краха, чему соответствуют его доспехи бывшие на вооружении приблизительно в этот период, правда им придали просто огромное количество деталей и судя по виду инкрустированы они ни чем иным, как золотом, чтобы выглядеть максимально красиво, что могли себе позволить только люди близкие к императорским кругам. А вот его щит из более поздней эпохи и был на вооружении уже после сотого года нашей эры, но в игре его масштаб был значительно уменьшен, чтобы главный герой мог им орудовать в кровавых и яростных сражениях.

Не будет секретом, что боевая система основана на фильме «300 спартанцев» и транслировавшемся как раз в ранние периоды разработки сериале «Спартак», что явно выражается в основной фишке игры — добиваниях, с трансляциями гиперболизированной жестокости и расчлененки, выполнение которой порой ставится под сомнение с чисто физической точки зрения, но выглядит очень эффектно и кинематографично.

Через литры крови и моря жестокости Марий проходит свою путь отмщения, но сохраняя при этом человечность, пока перед ним не раскрывается правда о том, что на самом деле в смерти родителей повинен сам император Нерон, что заставляет его вернуться в столицу и стать воплощением Дамокла, который, согласно лору игры, был полководцем, преданным собственными генералами и по их вине павшим в бою. Богине Немезиде пришлось не по нраву, как обошлись с великим воином и она воскресила его в качестве духа мести, который охотился за всеми, кто предал своих людей и внушал чувство страха от ожидания того, что вскоре и за тобой может прийти карающая длань.

Дамоклов меч
Дамоклов меч

В действительности же такой легенды не было, но ее суть во многом схожа с греческим приданием о «Дамокловом мече», согласно которому фаворит сиракузского тирана Дионисия, восхищающийся положением правителя, считал его самым счастливым человеком на свете. Заметив это, Дионисий предложил поменяться ролями и на день освободить престол, на что тот естественно согласился.

Все подчинялись приказам фаворита и исполняли любую прихоть, но в один прекрасный над головой новоиспеченного короля блеснул, висящий на одном лишь конском волоске и направленный острием вниз, меч. Этого человека и звали Дамокл. Подобный ход был призван продемонстрировать, что несмотря на кажущееся благополучие, тиран всегда находится на волосок от гибели. Схожее чувство нависшей угрозы объединяет эти легенды, что и хотели показать разработчики, отправляя Мария совершать свою вендетту над Нероном, повинным в гибели его семьи и немного немало целого Рима.

Взгляните на мужчин на картинках. Один из них, тот самый римский император Нерон, являющийся последним из династии Юлиев-Клавдиев, основателем которой был всем известный Гай Юлий Цезарь. А второй его видеоигровое воплощение, представленное девелоперами из Crytek. Оба почти привели к развалу империи, но если в Ryse причина до предела банальна, то в действительности все было намного веселее.

Когда будущий правитель появился на свет, его собственный отец сказал, что от него и его матери не может родиться ничего, кроме ужаса и горя для человечества. Согласно легендам, подосланные убийцы, которые в те годы часто использовались в политических и семейных интригах, с ужасом убежали из покоев будущего императора, увидев, как его сон охраняла змея. Примерным сыном он тоже не был и женщина, которая фактически возвела его на трон, пройдя по головам своих врагов, лишилась жизни по велению своего отпрыска.

В начале правления, когда Нерон стал полноправным императором и самостоятельно принимал решения, его политика нашла отклик в сердцах обычных римлян. Были снижены налоги, принят закон о запрете повторного рабства вольноотпущенных, борьба с коррупцией достигла немыслимого уровня по сравнению с периодами правления предыдущих императоров и проделана огромная работа, чтобы власть укрепилась при поддержке простых граждан, ну еще бы ведь его наставником и советником был известный философ Сенека.

И все бы было хорошо, но один из его наставников умер, а другой ушел в отставку, после чего Нерон, потеряв доверенных людей стал параноиком и принялся казнить всех без разбора, видя в них предателей и заговорщиков. Среди попавших в немилость и оказался отец главного героя Леонтий, который согласно запискам, собираемым по ходу игры, вместе с губернатором Британии и рядом других сенаторов планировал реформы, которые шли вразрез с курсом, проложенным императором из-за чего они стали представлять угрозу.

Нерон и искусство
Нерон и искусство

Совместно с этим он все дальше отходил от дел политики и начал предаваться искусству и сочинять стихи, которые, согласно заявлениям современников, были довольно посредственными. Но как можно сказать такое императору? Сладкие слова придворных заставили поверить в собственный талант и представить публике свои произведения на различных пирах, а позднее и конкурсах, где Нерон оказывался победителем. Статус позволил даже принять участие в олимпийских играх, которые были сдвинуты на два года раньше. При помощи смещения соперников и подкупа судей, правителем была достигнута безоговорочная победа. Но среди сената подобные действия осуждались ведь не пристало главе республики развлекать плебеев.

При всем этом император все еще не забывал о простом народе. Когда в Риме случился, бушевавший пять дней пожар, то отсутствующий тогда Нерон вернулся в город и за свой счет организовал помощь жителям и предпринял ряд решений, дабы в короткие сроки восстановить столицу, и не дать оставшимся без крова людям умереть от голода. По некоторым неподтвержденным источникам, правитель сам организовал пожар и пока город горел, он играл на арфе и пел, но историки все больше ссылаются на то, что все это выдумки.

Пожар в риме
Пожар в риме

Это возымело свои последствия ведь несмотря на благую цель, делалось все это за счет жителей отдаленных провинций, экономика которых резко стала приходить в упадок, что вызвало недовольство и мятеж, в подавлении которого мы и принимаем участие от лица Мария. Все действия происходят на территории британии, руководителями которой после устранения предыдущего губернатора были назначены сыновья императора, которых в реальности у него не было.

Но чрезмерная жестокость братьев привела к усугублению конфликта и казни правителя мятежников — короля Освальда, которого тоже не существовало в реальности, а вот его дочь Боудикка, напротив, основана на историческом персонаже. Но в Ryse ей движет банальная месть за смерть отца, а на самом деле — это просто один из эпохальнейших персонажей для Британии, которой восхищались королевы Елизавета и Виктория, а на основе похождений воительницы в прошлом году был снят фильм.

Боудикку вместе с соплеменниками лишили буквально всего, саму её прилюдно выпороли, а над дочерьми надругались. В результате она собрала волю в кулак, объединила племена иценов и других соседей и подняла мятеж, дабы вернуть независимость и изгнать римлян со своих земель.

Боудикка
Боудикка

Казалось бы, одни и те же события восстания, но поданные совершенно по разному. В одном случае мы видим просто озлобленную девчонку с жаждой крови, а в другом искалеченного судьбой персонажа, который перебарывает себя за счет невероятной воли. Преподнеси судьбу героини иначе или раскрой контекст противостояния империи и сюжет приобрел бы в драматичности и заставил проникнуться ею самого игрока, а не главного героя игры.

Протагонист обретает с Боудиккой некую духовную связь, когда осознает, что у них общий враг и видит, как отпрыски Нерона несправедливо относятся к ее племени. Марий пытается вразумить правителей пойти на переговоры, дабы избежать еще большей ненависти и лишних жертв, но к сожалению безуспешно.

Меж тем в правительстве разрасталось недовольство. Сенаторы не имели фактической власти, что побудило их при помощи влиятельных людей организовать заговор против императора. Все уже было готово, но чем больше людей знают о плане, тем больше шансов, что он сорвется и от одного из вольноотпущенных Нерону стало известно о готовящемся убийстве. И уж если ранее он казнил людей из подозрений, то получив подтвержденные факты предательства, принялся строго карать своих оппонентов. В результате к ответственности было привлечено более 40 человек, 20 из которых приговорены к высшей мере наказания, включая давнего наставника Сенеку.

Массовые казни
Массовые казни

Подобное ослабление позиций правительства открывало дорогу врагам империи и именно поэтому в событиях игры Боудикка почти беспрепятственно добралась до столицы, хотя на самом деле ее армия не продвинулась за пределы берегов Англии. В этом прослеживается некая двойственность по отношению к вымышленным и заимствованным событиям, ведь подобное успешное восстание было, но со стороны наместников Галлии и Испании, а все их заслуги разработчики приписали бунтующей дочери короля бриттов.

Союзники пересматривали свои взгляды и присягали мятежникам, которые в свою очередь обретали популярность у народа. Нерон, конечно, пытался найти поддержку, но узнав о шатком положении, последние лояльные люди попросту перестали подчиняться его приказам, что заставило императора вернуться в Рим ни с чем. Дворец был пуст, не было никого, кроме слуг. Проведя в одиночестве ночь, он отправил приглашения всем, с кем вместе предавался утехам, но никто так и не пришел. Отчаявшись, некогда великий правитель попытался наложить на себя руки, но у него не хватило духу. Тем не менее при помощи своего вольноотпущенника он всё-таки добился цели и со словами «Какой великий артист погибает» был лишен жизни.

Гибель Нерона
Гибель Нерона

Нужно отдать должное творцам из Crytek, его кончину они представили не менее оригинально. По сюжету оракул предсказал правителю гибель от собственного меча. Когда Марий наконец добирается до Нерона, они вместе падают с балкона в ходе завязавшейся драки, а тело императора падает на поднятый вверх меч, который держит в руках его статуя.

Как же разработчики распорядились историческим материалом и какие причины, и события практически привели к падению Рима. Сценаристы видимо сильно прониклись религией, да так, что сами стали верить, что все происходит по воле высших сил. Вы все правильно поняли. В игре во всем виноваты боги. Никакой мотивации, ничего. Единственное о чем нам говорится, что всевышними движет желание уничтожения цивилизации. Спасибо, конечно, но понятнее от этого не становится.

Для девелоперов было дико, что император мог самостоятельно принять столько неправильных решений. Скажите это нынешнему руководству Ubisoft. Поэтому в качестве подобия дьявола на плече, внушающего деструктивные идеи был представлен Аквилон, являющийся воплощением греческого бога северного ветра Борея. Согласно мифам он отличался своей суровостью, но также не гнушался оказывать помощь морским путешественникам, таким как Ясон и Аргонавты.

Аквилон и Лето
Аквилон и Лето

Вместе с этим он мог быть жестоким и наказывать людей за их чрезмерную гордыню, во власти которой во времена римской империи был не один гражданин, а уж среди высокопоставленных чиновников и сенаторов данный грех и вовсе был одним из движущих факторов их поступков. Возможно именно поэтому Аквилон и был внедрен в историю разработчиками, чтобы своими интригами сбить человечество с правильного пути и поставить его на порог развала государства, чтобы после возродить его, очищенным от подобного порока.

Противопоставляется ему богиня Лето, роль которой отождествляется с покровительством материнства, плодородия и дневного света. Именно она направляет Мария на пути отмщения, указывает на ниточки, которые оставил бог ветра для достижения своей цели и создает прообраз того самого Дамокла, который карающим мечом искореняет все то, что должно послужить причиной гибели империи.

Из всего вышесказанного следует, что мог бы получиться глубокий драматический сюжет. Нерона преподносят, заведомо давая знать, что он плохой, просто потому что. И выражается это не в рассказанной предыстории или череде событий, которые могли так на нем отразиться, нет. Нам все показывают в банальной сцене, где император переживает не за то, что сын может пасть в бою, а за то, что он потеряет, поставленные на него деньги. И вот так буквально во всем. В попытках сделать игру нарочито не историчной разработчики заходят на это поприще ровно наполовину. За основу берется монументальное событие, но развивается банальным и менее захватывающим образом, где боги просто нашептывают на ушко правителю идеи, которые приводят его к паранойе и нелогичным импульсивным поступкам.

Представьте насколько интереснее и целостнее смотрелась бы история, если бы создатели раскрыли, стоящий за ней контекст. Персонажи не выглядели бы одноклеточными болванчиками, подчиняющимися только логике сценаристов. Их бэкграунд расширил бы спектр отношения к героям от банальной неприязни до неоднозначных чувств, которые могут заставить по другому подойти к восприятию пути, который прошел протагонист. Разве зная, кто такой Аквелон или что пережил Нерон, их мотивы не смотрелись бы более понятно, избавляя игроков от лишних вопросов «почему»? Остается лишь надеяться, что в сиквеле над контекстом событий поработают гораздо плотнее.

Спасибо за внимание. Уделяйте время для раздумий о римской империи и всем пока!!!


Ryse: Son of Rome

Платформы
PC | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
22 ноября 2013
684
3.7
536 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Приятно было читать, спасибо за статью, все хочу пройти эту игру, ну так руки и не доходят

Неисторичность ни разу не мешает произведению, если оно хорошо написано. Тот же мною обожаемый «Гладиатор» в историческом плане дырявый как решето.

Спасибо за статью, было интересно. Игра действительно не плоха, но вот выйдет ли когда нибудь вторая часть, учитывая что никаких новостей про данную игру не было уже очень продолжительное время, большой вопрос. 

Император больше похож на Клавдия чем на Нерона. А кому заходит сеттинг древнего Рима, кровавого и развратного, советую посмотреть кин Тит Андроник по Вильяму, нашему, Шейкспиру… Ни разу не историчный, но полный интриг и коварства, все как мы любим

Самое интересное что изначально это была игра для Кинекта, а потом ее в слэшер переделали.

Благодаря именно таким статьям и вспоминается вообще смысл игровой журналистики — побудить у читателя искреннее желание попробовать новую игру. Когда-то давно все так и было устроено.

Ну Crytek помимо Hunt вроде как четвертым Crysis занимаются, так что да вряд ли.

Читай также